Сегодня трудно представить керамическое искусство Вологодской области без произведений А.Н.Зварича и его сына Кирилла. Оба Народные мастера России (2002 г., 2013 г.) и мастера народно-художественных промыслов Вологодской области (2002 г., 2013 г.). Оба члены Союза художников России (2005 г., 2014 г.). Они постоянные участники всех крупных областных и региональных выставок по декоративно-прикладному и народному искусству, участники фестивалей, победители конкурсных программ. Сегодня произведения этих двух талантливых череповецких художников экспонируются в «Центре ремёсел» в красивом деревянном, недавно отреставрированном, особняке на ул. Благовещенская, 20.
Александр Зварич кадровый военный, выпускник Донецкого высшего военно-политического училища, вернувшись в свой родной город, увлёкся гончарным делом, которое со временем стало его профессией. Он постигал секреты мастерства под руководством своего учителя и наставника народного мастера России и члена СХ России С.А.Лопатенко. В становлении художника также большую роль оказал и тот факт, что он поступил и учился в Петербургском государственном академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина, на факультете теории и истории изобразительного искусства. (В этой связи мне хочется привести пример с известным художником Львом Дьяконицыным, нашим земляком, который тоже после окончания этого факультета стал профессиональным художником. Выставки его произведений неоднократно проходили в Вологде).
По стопам отца пошёл и сын Кирилл, который при мудром наставничестве «вырос» в прекрасного мастера, творца, художника. В своём творчестве оба художника опираются на традиции русского гончарного искусства, в частности таких крупных гончарных центров как ёрговский и кирилловский, возможно, и антушевский гончарный центр также близок их творческим натурам. Но, осваивая лучшие традиции старых мастеров, оба художника имеют свой стиль, манеру, способы декорирования, оба создают современную авторскую керамику. Крупные чернолощёные сосуды, изделия, покрытые прозрачной глазурью или глухими эмалями, декорированные лаконично и просто или совсем без декора, покоряют зрителя с первого взгляда. По моему мнению, каждый сосуд, будь он большой или маленький, обладает безупречной формой, математически выверенными пропорциями, в них есть одновременно и строгость, и гармония, и изящество. Тонкие и чуткие пальцы художников покоряют мягкую податливую глину, плавно выводят стенки тулова сосуда, сужают или расширяют горловину, завершая её венчиком. Художники безошибочно точно формуют пространственную форму с идеально симметричными контурами, создающими выразительную графику.
О тайне воплощения художником образа в материале лучше всего сказал вологодский писатель В.И.Белов в своих очерках о народной эстетике «Лад»: «Пословица о гончарах, как и все настоящие пословицы, неоднозначна. «Не боги делают горшки …» Конечно же не боги, а люди. Но человек в стремлении к божеству, становился мастером, и только тогда перед ним вставала тайна художника. Раскрывать её было вовсе не обязательно, художнику достаточно её присутствия. Она – эта тайна – открывалась художнику лишь в художественном образе, причём каждый раз отдельно. Ведь серийных одинаковых образов, как известно, не бывает. … На керамике легче всего пронаблюдать, как рождается пластический образ, объединяющий материальную и духовную суть изделия».